Культура

ЧТО ИМЕННО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР?

16 января 2015, 14:55

В 2014 году было выпущено два фильма, снятых по мотивам библейских сюжетов. В марте прошёл показ фильма «Ной» Даррена Аронофски, а в январе мир увидел фильм «Исход: цари и боги» Ридли Скотта. Два известных и опытных режиссера, взявшись за экранизацию событий, описанных в одной и той же Книге, получили совершенно разные картины. Отличаются их работы не только способом наглядного выражения, но и сюжетами.

Выход в прокат «Ноя» вызвал серьезные дискуссии, как среди кинокритиков и зрителей, так и среди духовенства почти всех религиозных концессий мира. В мусульманских странах фильм к показу был запрещен, а вот получить благословение католической церкви Аронофски все-таки удалось. Возмущение многих верующих вызвали отступления от текста Священного Писания. Во-первых, Ной, не понимающий, что Бог от него хочет, готов пойти на убийство собственных внучек. Во-вторых, каким-то образом на корабль попадает царь Ирод. В-третьих, строить ковчег помогают весьма странные каменные ангелы. В итоге получается хорошо сделанный, но вызывающий споры, а порой даже оскорбляющий чувства религиозных людей, фильм.

Режиссер пытается сделать из Ноя сложного персонажа, уничтожить изначальный образ безгрешности героя. По замыслу автора фильма Ной – сложный человек, поступки которого порой вызывают отвращение к созданному образу. Например, Ной позволил умереть невинной девушке, которую попытался привести Хам.

То, что картина снята исключительно «по мотивам Книги», с моей точки зрения не оправдывает её создателя. Мне кажется, что нужно бережнее относится к «авторскому» материалу и нужно понимать, сюжеты каких источников искажать допустимо, а какие лучшие не менять.

С другой стороны, многие, знакомые с творчеством Даррена Аронофски, были готовы к таким изменениям. Режиссер привык ходить на краю пропасти, задавать в своих фильмах провокационные вопросы. Не очень известный «Фонтан», нашумевшие «Черный лебедь» и «Реквием по мечте» — большинство его творений вызывают негативный резонанс в обществе, что не мешает ему все-таки получать награды и хорошие отзывы. По версии электронного «кинопоиска», процент положительно оценивших фильм критиков в мире равен семидесяти семи, а в России шестидесяти девяти.

Если Даррен Аронофски рискует, то Ридли Скотт старается не отступать от оригинального авторского текста – «Исход: цари и боги» снят точно по библейской истории. В этом фильме есть все, чтобы окупить бюджет: красавец Кристиан Бейл, играющий Моисея, большое количество спецэффектов и увлекательный сюжет. Однако, картина большого резонанса не вызвала, хотя многие верующие люди от нее в восторге. Возмущение мог вызвать лишь способ изображения Бога в виде мальчика, который указывает, что делать. Интересен тот факт, что в этот раз зритель не увидел ни фантастического разделения моря, ни падения скрижалей с неба. Скотт старался исполнить все чудеса, описанные в Библии, настолько реалистично, насколько это возможно. В итоге, на экране мы видим хорошую, добротно исполненную работу… и (!) только.

Но разве этого хотели зрители от режиссера таких фильмов, как «Ганнибал» и «Гладиатор»? От него-то как раз все и ждали чего-то нового и необычного, атмосферы напряженности, возможно неожиданного финала, а увидели просто красивое кино. Многие критики сказали, что им не понравилось, что картина сделана слишком хорошо, но без изюминки, характерной такому опытному маэстро. Положительные отзывы экспертов в области кино составляют всего лишь двадцать восемь процентов в мире и семнадцать в России.

Сравнивая отзывы об этих двух картинах, понимаешь, чего хочется современным киноманам. А хотят они чего-то экстраординарного. В современном кинематографе картина, вызывающая горячие споры, может оказаться лучше отлично сделанного фильма. Но при этом обычные зрители, посещающие кино исключительно для развлечения, предпочтут второй вариант, потому что люди отвыкли размышлять над вечным вопросом, впервые заданным каждому из нас еще на уроке литературы в школе: «Что именно хотел сказать автор?»

Обзор подготовила Елизавета Шарай, 11 класс, Москва