Школа

Российские школьники сталкиваются с буллингом каждый месяц

Читать: 3 мин

11 февраля 2019, 14:51

Специалисты лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ провели исследование «Агрессия и буллинг в школьной среде». Всего было опрошено свыше 1500 старшеклассников и студентов 1 и 2 курсов вузов из 6  федеральных округов.

Выяснилось, что лишь 30% учащихся не стали жертвами травли, порядка 40% не были зачинщиками конфликтов, 35% подростков не были свидетелями буллинга.

В среднем подростки сталкиваются с такой агрессией 1-2 раза в месяц, обычно, речь идет о насмешках, неприятных комментариях относительно внешнего вида сверстников и угрозах.

В интернете травля также – не редкое явление. В процесс вовлечены более половины опрошенных. 

Специалисты также назвали характеристики семьи ребенка, который с большей вероятностью станет жертвой травли. В таких семьях работает только мама, либо оба родителя не имеют  высшего образования, либо уровень семейного дохода ниже среднего.

Авторы исследования отмечают, чем чаще ребенок сталкивается с травлей, тем хуже он оценивает отношения учителя к ученикам и школьный климат в целом. Система школьных правил не видится им как прозрачная и обязательная к исполнению.

Инициаторы же буллинга ощущают себя в большей безопасности, но отношение учителей они также оценивают ниже, чем те, кто не включен в травлю.

«Многочисленные исследования эффектов террористических атак на жертв и свидетелей говорит о том, что замалчивание является прямым фактором угрозы развития посттравматического стрессового расстройства в будущем. У нас нет культуры правильного, не ретравматизирующего для жертв обсуждения этих тем. Очень важно, чтобы такая культура появилась, потому что потребность говорить, размышлять и при этом находится в безопасном пространстве сейчас очень остро есть у всех. И у учителей, и у детей», — отметила научный сотрудник Лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Мария Новикова..

«Когда мы говорим о буллинге как о явлении, мы должны понимать, что в нем участвуют разные категории детей. Есть дети, которые стали жертвой насилия, и теперь они вымещают свою ущербность на других детях. Есть дети, у которых уже сейчас сформирован некий архетип делинквентности, и они не считают свои поступки асоциальными. Для них это геройство, некое самоутверждение», — считает заведующий кафедрой психологии развития МПГУ, заместитель президента РАО Виктор Басюк.

 

КОММЕНТАРИИ